Лечение наркомании Воронеж
Как воронежцы избавляются от наркотической зависимости
05.07.2016
Совсем недавно, 26 июня, отмечался Международный день борьбы с употреблением наркотиков. Корреспондент «Горкома» решила понять, почему люди губят свою жизнь, выбирая наркотик. И как помочь тем, кто ищет помощи.
Ветер и пустота
23-летняя Аня из Центра реабилитации «Ренессанс» для лиц, страдающих наркотической зависимостью, во время концерта читала со сцены письмо маме. Она почти не стеснялась – ведь в мероприятии участвовали такие же ребята, как и она, что проходят сейчас реабилитацию в похожих учреждениях.
«Знакомство» с иглой произошло для Ани очень рано. Причины – банальны: нет взаимопонимания с матерью, а друзья, одурманенные экстазом, – они ж такие хорошие! И – пошло-поехало. Впрочем, как у всех. А итог? Ветер в ушах. Пустота в сознании. События – как набравший ход поезд, остановить который, кажется, невозможно.
– Но материнская любовь творит чудеса, – говорит девушка и поясняет: мама, опьяненная болью, встала на защиту своего ребенка, буквально лбом уперлась в этот разогнавшийся «локомотив», не позволяя ему проехать лишнего сантиметра.
Реабилитация. Вот уже несколько месяцев. Но так трудно совладать со сжигающим тебя изнутри желанием вновь взяться за шприц. Пока получается – Аня знает, что борется не в одиночку: мысли о простившей ее за ошибки матери согревают и придают сил.
Проходит реабилитацию и 23-летняя Вика Дмитренко – в «Центре здоровой молодежи». Наркотик в ее жизнь пришел, когда ей было 14. Сначала шла «травка». С 18 лет в жизни девушки появились и более тяжелые препараты. Мама не замечала изменений в поведении дочери: постоянные командировки увеличивали разрыв между ними. А отца она после развода родителей вообще почти не видела.
Но общая беда заставила родителей Вики бороться с недугом вместе.
– Сначала они привезли меня в больницу просто для того, чтобы мне поставили несколько капельниц. В то время я сильно выпивала, и, когда стало совсем плохо, поняла, что лечение от алкогольной зависимости мне действительно необходимо. А вот с наркотиками было не так. Я не осознавала. Поэтому, когда родители заставили меня пойти на реабилитацию, восприняла это как предательство. Лишь со временем стала понимать, что жить трезво – это здорово, – делится своей историей Вика.
Преступная доступность
Ремиссия у Вики пока длится только месяц. Считается, что это очень мало. По статистике только 11,1% из прошедших полный курс реабилитации больше двух лет не употребляют запрещенный препарат. Общественники вторят им: срывается и возвращается каждый третий пациент наркологических клиник. А врачи добавляют: едва ли не каждый, только что пришедший на лечение, норовит сбежать из-под опеки специалистов в поисках дозы.
Главный внештатный нарколог Воронежской области Александр Орлов поднимает другую проблему: по его словам, наркотические вещества сегодня преступно доступны, синтетические препараты и спайсы ходят в молодежной среде свободно.
Большинство зависимых пытаются убедить родителей и близких в том, что спайс или соль – препараты легальные, а значит, не вредны для здоровья, да и привыкания они якобы не вызывают. Но это – миф.
– Слабая информированность – основная беда нашего общества, – говорит директор благотворительного фонда «Центр здоровой молодежи» Андрей Блонский. – Да, соли изначально были условно легальными, но и в их составе не было запрещенных химических компонентов. Позже, когда ФСКН установила, что в этой якобы «легалке» присутствуют опасные составляющие, их запретили. В то же время хитроумные наркоторговцы стали менять состав, добавляя в него все новые и новые ингредиенты, которые, как выяснялось при последующих проверках, наносят страшный вред здоровью.
Андрей знает, о чем говорит. Он и сам употреблял наркотики больше семи лет, но вовремя остановился. И теперь пытается остановить других.
По его словам, работу по борьбе с наркоманией необходимо вести регулярно. Но та профилактика, которую сегодня проводят в школах, зачастую неэффективна. Учащемуся неинтересно слушать утомительные лекции и проходить каждый раз один и тот же тест, который носит условное название «Насколько ты зависим?».
Кроме того, подростки думают, что они всесильны: мол, попробую один раз, может, другой, а потом брошу. Так думают все, кто становится на этот путь. Вот только реально бросить – с огромными сложностями – потом могут лишь единицы.
Помогите, я сам не могу
В центрах реабилитации Воронежа и области сегодня можно встретить человека из любого уголка России. Как рассказывают их пациенты, центры, как правило, загружены под завязку – вот и приходится тем, кто желает побороть недуг, ехать туда, где их готовы принять.
26-летний Василий Фролов так и поступил, приехав в столицу Черноземья с Севера. Он имел хорошую работу, верных друзей, любимую жену и четверых детей. В одночасье лишился всего. Когда понял, что не может принимать взвешенных решений, сам отправился на реабилитацию в «Центр здоровой молодежи». Это уже его вторая ремиссия. Он надеется, что сумеет остановиться: разлуку с семьей переживает очень тяжело.
К сожалению, врачи констатируют: сегодня помочь каждому желающему невозможно из-за ограниченных финансовых возможностей региональной службы наркологии. Но ситуация понемногу меняется: власти обеспокоены проблемой и стараются ее решать. Так, полтора года назад при областном департаменте соцзащиты был открыт отдел ресоциализации наркопотребителей. Он координирует работу административных структур и организаций, отвечающих за реабилитацию зависимых.
– За время работы мы выработали несколько механизмов работы с общественными организациями, помогающими в реабилитации и ресоциализации людей с зависимостями, – говорит начальник отдела Елена Кудрявцева. – Например, ввели добровольную сертификацию имеющихся общественных центров. Те, кто ее проходит, получают право на финансовую поддержку со стороны государства. Средства на реабилитацию могут получить и сами наркозависимые.
Пока финансирование данной программы небольшое – всего 200 тыс.руб. в год. А значит, в ее рамках в 2016 г. помощь получат лишь пять человек. Деньги наркозависимым на руки не дадут – им предоставят документы, по которым впоследствии сертифицированное учреждение окажет помощь.
Также здесь займутся обучением и трудоустройством тех, кто прошел полный курс реабилитации. Обычно это становится проблемой, ведь выстраивать социализацию людей приходится с нуля. Вчерашние наркоманы не умеют составлять резюме, общаться на собеседовании, да и кто возьмет их с таким прошлым! А ведь неудача при трудоустройстве может привести к очередному срыву. Поэтому отдел намерен и дальше вести работу в этом направлении, чтобы люди, сумевшие вырваться, адаптировались в обществе и вернулись к нормальной жизни.
Профилактические лекции, тренинги, беседы и массовые мероприятия проводит с зависимыми и Воронежский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД.
– Люди до сих пор часто не понимают, что, обратившись за помощью раньше, могут продлить себе жизнь и сохранить безопасность других, – рассказывает заместитель главного врача Центра Тамара Ситник. – Ведь в прошлом году из 741 вновь выявленного случая ВИЧ-инфекции 478 пришлось на заражение именно через употребление наркотических средств.
В Центре готовы помочь каждому, но при назначении лечения приоритет отдадут все же людям с воронежской регистрацией – специалисты выписывают бесплатные лекарства на конкретного человека, проживающего в регионе. Средства на медикаменты выделяются из федерального бюджета целенаправленно в каждый регион России строго по числу нуждающихся в лечении жителей.
Но главное в этой ситуации – вовремя определить болезнь. И признать ее. Ведь осознание болезни – первый и главный шаг к выздоровлению. Это скажет любой из пациентов каждого реабилитационного центра.
Вячеслав Агапов, сотрудник управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации Воронежа:
– Зачастую мы говорим о том, как помочь в реабилитации и последующей адаптации наркозависимых. И опускаем вопрос профилактики. К слову, алкоголизация молодежи – тоже актуальная проблема. Сколько у нас молодых – не просто выпивающих, а реально пьющих! Причина этих бед одна – люди не знают, куда себя деть. И решать этот вопрос должна власть – государственная и муниципальная.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
В 2015 г. в Воронежской области от различных факторов, связанных с употреблением наркотиков, умерли 113 человек.
– Первичная заболеваемость наркоманией увеличилась в 2015 г. на 31% и составила почти 26 тыс. человек по Воронежской области. Как кризисную ситуацию можно обозначить в Воронеже, Верхнехавском и Верхнемамонском районах, – говорит Александр Орлов.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В широком смысле под реабилитацией наркозависимых понимают систему государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мер, направленных на предупреждение развития процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных в общество.
Согласно «системной терапии зависимости» больные (наркозависимые) в равной мере борются как с болезнью, так и с обществом. Терапия возможна только тогда, когда больной капитулирует, признает себя неспособным справляться с проблемами зависимости. Признаками необходимости лечения являются, в частности, низкая самооценка, социальная незрелость, инфантилизм, отсутствие здорового окружения.
Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу.
КСТАТИ
По числу диагнозов ВИЧ в пересчете на 100 тыс. населения, выявленных впервые в 2015 году в области, Воронеж занял вторую строчку с показателем 37,3. К слову, обогнал столицу только Нововоронеж, где первичная заболеваемость составила 53,6 человека.
Автор:
Ирина
Лазарева