Реабилитация наркозависимых в Белгороде
Место для пьяных. Зачем полиция в Белгородской области хочет вернуть вытрезвители
В 2015 году в регионе увеличилось количество преступлений, совершённых людьми в состоянии алкогольного опьянения. «Фонарь» узнал, как медицинские вытрезвители могут решить эту проблему и планируют ли власти оплачивать создание и работу таких учреждений.
В 2015 году в Белгородской области за распитие спиртного в общественных местах и появление там же в нетрезвом состоянии оштрафовали больше 50 тысяч человек. В полиции рассказали, что ежедневно им звонят десятки людей с жалобами на распивающих в подъездах и на детских площадках сограждан или требуют забрать из квартиры нетрезвого дебошира. Правоохранительные органы провели опрос в Белгороде и 80 процентов опрошенных считают, что наличие вытрезвителей сделало бы улицы города спокойнее и безопаснее. Действительно ли нужно возвращать вытрезвители в Белгородской области и насколько это реально, «Фонарь» выяснял в УМВД по Белгородской области и в региональном департаменте здравоохранения и социальной защиты населения.
— До 2010 года организация работы медицинских вытрезвителей в структуре органов внутренних дел была неплохо отлажена и успешно функционировала во всех регионах России. Тогда практически в каждом территориальном отделе внутренних дел сотрудники ППС ежедневно доставляли с улиц городов и поселков нетрезвых граждан в целях профилактики преступлений и правонарушений с их стороны, а также не допуская завладение их имуществом в сильной степени алкогольного опьянения, — рассказал заместитель начальника УМВД по Белгородской области — начальник полиции Владимир Жигайло.
Начальник полиции напомнил, что медвытрезвители были ликвидированы по инициативе Минздрава.
— Это решение до настоящего времени ничем не обосновано. Иных медико-социальных и реабилитационных учреждений взамен не создано до настоящего времени. В результате снижения профилактической работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, мы наблюдаем рост преступлений, совершённых в алкогольном опьянении, а также совершённых на почве бытовых конфликтов в семье.
По словам Жигайло, до ликвидации медвытрезвителей в них ежегодно доставляли до 40 тысяч человек.
— При каждом вытрезвителе были специально обученные медицинские работники, в большинстве случаев — фельдшеры, но в некоторых и врачи. Замечу, что в вытрезвитель помещали только тех, у кого по медицинским критериям выявляли среднюю и тяжёлую стадию алкогольного опьянения, доставленные граждане не могли в полной мере контролировать своё поведение. Именно такие правонарушители могут проявлять агрессию, совершать противоправные действия и зачастую сами являются жертвами преступлений или несчастных случаев — могли замёрзнуть зимой на улице, попасть под колеса автомобиля и тому подобное.
«Как правило, тех, кто выпил бокал шампанского или бутылку пива в медицинский вытрезвитель не доставляли, оформив административное правонарушение на месте или в отделе внутренних дел. Это была отлаженная годами система профилактики».
По мнению начальника полиции области, существование медвытрезвителей помогало отчасти решать и проблему насилия в семье. Полиция могла поместить туда человека, родственники которого жаловалась на агрессию своего отца, мужа или взрослого сына.
— Нужно признать, что в настоящее время реальной возможности у сотрудников полиции по изъятию из семьи агрессивного алкоголика нет. Доставление в отдел для профилактической беседы, в лучшем случае привлечение к административной ответственности и, как правило, снова возврат в семью сопровождается новым конфликтом.
Владимир Жигайло рассказал, что руководство регионального УМВД регулярно поднимает тему возвращения медвытрезвителей на совместных заседаниях с администрациями городов и администрации области.
— УМВД неоднократно вносило на рассмотрение администрации области и областного центра инициативное предложение о создании таких учреждений в крупных городах с высокой плотностью населения. Как один из вариантов в 2015 году в Белгороде рассматривался вопрос о возможности функционирования такого учреждения на базе благотворительной организации «Милосердие и забота» на улице Промышленной, однако остаются не решёнными до настоящего времени проблемы в его финансировании. Уверен, что с решением основного — финансового — вопроса все остальные организационные проблемы будут решены, а именно: кто будет доставлять правонарушителей, кто обеспечивать охрану и безопасность медицинских работников и так далее.
Координатор программ Молодёжного правозащитного движения Анна Добровольская считает, что медицинские вытрезвители необходимы, но при условии, что пьяным людям там смогут оказать медицинскую помощь и временно принять их, чтобы оградить от опасностей на улице.
— Теоретически можно и сейчас вызвать «скорую», если ты видишь на улице очевидно пьяного человека в «отключке», только непонятно, приедет ли она. Если вытрезвители станут частью медобслуживания и за счёт этого наймут новых врачей, а не увеличат нагрузку старым — это хорошо. А вот если полиция будет туда отправлять всех, кто хоть чуть-чуть нетрезв, а их там будут не выпускать, пока не пройдёт состояние опьянения, а это может быть целый день или больше, то вот это уже не очень хорошо, потому что эта мера может применяться очень избирательно. Например, идёт человек по улице из бара и громче смеётся, чем обычно, а его хвать — и в больницу на сутки снимать похмелье…
«Фонарь» направил письменный запрос в департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области с просьбой высказать точку зрения властей на необходимость открытия медвытрезвителей в Белгородской области.
В ведомстве нам сообщили, что «в настоящее время на территории Белгородской области сложилась эффективная система оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения». В письменном ответе на редакционный запрос перечислены меры, которые принимают в медицинских учреждения при поступлении пьяных людей: их осматривают врачи, при необходимости либо оказывают экстренную помощь, либо госпитализируют.
— Вопрос о создании специализированных учреждений для людей в нетрезвом состоянии, не нуждающихся в медпомощи, то есть по сути медвытрезвителей, обсуждался в июне 2015 года на заседании «рабочей группы по внесению в действующее законодательство изменений о мерах в отношении граждан, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения», — рассказали в департаменте здравоохранения и социальной защиты населения.
Судя по тому, что нам ответили в областном департаменте здравоохранения и соцзащиты, участникам заседания рассказали о положительном опыте по возвращению медвытрезвителей, а нам привели примеры создания за счёт бюджета вытрезвителей в нескольких городах Татарстана и в Уфе.
— Данный опыт может быть взят за основу при создании в муниципальных образованиях области с населением свыше 100 тысяч человек для содержания вышеуказанной категории граждан (пьяных людей, не нуждающихся в медицинской помощи — прим. ред), — отметили в облздраве.
О том, как реанимируют систему медвытрезвителей в других регионах говорил и Владимир Жигайло.
— Есть десятки регионов, где подобные центры уже созданы. Например, в Башкортостане их взяла на баланс администрация Уфы. И практика показывает, что там ситуация по состоянию уличной преступности и правонарушениям, совершённым в пьяном виде, более стабильная, чем там, где медвытрезвителей нет. Главное, жители к этому относятся с большим пониманием и поддержкой.
Планируется ли в Белгородской области открывать подобные учреждения и если да, то когда и за чей счёт? Об этом в облздраве умолчали. Ответа на конкретный вопрос: «предусматриваются ли в бюджете Белгородской области на 2016 год средства на организацию медицинских вытрезвителей или аналогичных учреждений?» мы не получили.
Кстати
В среду, 13 января, «Известия» сообщили, что член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев обратился в Минздрав с просьбой поддержать идею создания в Общественной палате рабочей группы по разработке рекомендаций для создания медицинских вытрезвителей. Издание сообщает, что поводом для обращения стала трагедия в белгородской больнице, где погиб пациент.
ГУЛЬНАРА ТАГИРОВА